Искусство и культура.         

 

Прочитал в CompuTerra пару статеек про компьютер и Искусство. Что тут сказать: словоблудие близкое к чревоугодию. Попытка притянуть за уши к компьютеру то, что нужно понимать и в чем неплохо бы и лично поучаствовать, попеть в хоре например, порисовать закаты или уж в крайнем случае съездить на юг с богемой на месяц другой. А затем уже стучать по клавишам и крапать статьи. В общем-то ничего особенного не произошло, просто обыкновенная Байда, которая ниоткуда не возникает и ни во что не превращается, а просто размножается со страшной силой в Империи Мердока. НИЧТО для никого. Nowhereman for nobody.

Статьи такие появляются не только потому, что авторам кушать нечего. Тема интересная. Поанананировать на ней и Швыдкому можно. Собрать в Культурную революцию побольше статистов и мочить по теме, пока время есть. Но все же поначалу хотелось бы разобраться по понятиям.

Первая проблема возникает в том, что слово Искусство имеет как минимум пару разных понятий. Первое - Искусство как область духовного самовыражения людей. И второе - Искусство как искусность выполнения чего-либо. Понятно, что при такой неразберихе в смысловом содержании возникает большой простор для споров и демагогии. И спорить тут можно часами, ходя кругами вокруг одного и того же и разойтись при своем. Т.к. мне не с кем спорить за компьютером, то изложу свои тезисы по теме.

1. Искусство - я использую в смысле ИСКУСНОСТЬ. Т.е. если ты умеешь сочинять, писать программы, готовить пищу или пиво так, что так искусно мало кто сможет, то это и есть искусство. А иначе это ремесло или ученичество. Соответственно тут можно делить искусство на композиторское, исполнительское, кино-мото-вело-фото, поварское, программистское и т.д. Т.е. Карл Линней смог бы классифицировать и разбить все по множествам.

2. Из первого следует, что суть искусства не в объектах, средствах или субъектах, а только исключительно в мастерстве и уникальности автора. Поэтому, если что-то можно поставить на поток, то оно уже перестает быть искусством в той мере, насколько другие могут такое повторить. Можно сделать Кремль из спичек и нарисовать картину красками на холсте, а не на мониторе и это будет искусством. Природа создает произведения искусства с помощью случайностей и мутаций в широком смысле этого слова. Но она это не оценивает и целью создать что-то себе не ставит. Оценивает человек в меру своего развития.

3. Понятие об искусности не абсолютно. То, что вчера было искусством, сегодня становится только объектом истории искусств. Ничто не вечно. Однако тут спекуляций очень много. Всякий человек боится показаться дураком в приличном обществе. Поэтому тягомотину о шедеврах древности вряд ли удастся искоренить полностью. И все же хотелось бы почаще к слову ценность добавлять слово историческая. Шедевры древности частенько выражены в количестве драгоценных камней на единицу площади. Люди были древние и по нынешним понятиям дикие. Хотя дикости и сегодня хватает. Потомки древних людоедов древлян ходят среди нас и грабят понемногу. Художники в основном выполняли заказы князей ( королей ), а каковы были эти князья можно прочитать у Карамзина.

4. Искусство производит шедевры. Шедевры относятся к материальной и духовной культуре. Понятие культуры дает деление по отраслям и жанрам ( и здесь опять нужен Линней или Дарвин). Поп культура, классическая, религиозная,городская,сельская, культура виноделия, панк культура, культура потребления чая, секс культура и Кама Сутра и т.д.

5. Культура имеет атрибуты силы, живучести и др. Т.е. культуру можно оценить количественно и качественно. Сила культуры пропорциональна числу ее почитателей и является количественной мерой. Живучесть - связана с качественной оценкой. Живучесть опирается на общечеловеческие законы и может быть слабой или сильной в зависимости от нравов князей и проч., но не умирает совсем, а расцветает "сезонно".

6. Продуктами материальной культуры являются объекты материального потребления. Продуктами духовной культуры являются образы (виртуальные продукты). В обоих случаях стоимость напрямую зависит от уникальности. Например очки Джона Леннона стоят дороже точно таких же очков Васи Петькина в силу своей уникальности. Подсолнухи Ван Гога дороже их удачных копий. Но не только (не столько) стоимость зависит от уникальности, но и от значимости для того, кто покупает. Сомнения нет, что если бы у Дж. Леннона был миллион очков, то они бы стоили дешевле, хотя миллион почитателей The Beatles найти было легко.

7. Значимость для объектов духовной культуры определяют теоретики. Значимость материальных объектов человек в большинстве случает может определить сам, хотя тут сильно влияет мода ( которую делают производители с помощью авторитетов прессы). Теоретики искусства сильно зависят от кошелька покупателей и могут возвеличить даже черный квадрат. Но здесь не все так просто. Иногда отрицание теоретиками и прессой чего-либо вызывает обратные результаты. Но это конечно происходит только у подростков ( и у вечных подростков), у которых отрицание официального (родительского) заложено самой природой для устранения застоя и продолжения эволюции. В конце концов подростки вырастают и начинают слушаться критиков, и все меньше и меньше ностальгируют по увлечениям молодости.

8. Продукты духовной культуры дают человеку эстетическое наслаждение. Наслаждение же напрямую зависит от количества информации, содержащегося в нем. Если информации мало, то произведение ни уму ни сердцу, если много, тот тут вероятно клиент еще не дозрел. Тут надо по-Ленински попробовать много раз. Здесь я бы предположил, что женщины в среднем значительно более восприимчивы к искусству, чем мужчины. Но что для меня очевидно, так это то, что есть мужское и женское искусство. Когда мужчина рисует женщину, чаще всего у него это получается сексуально, а женщину волнуют линии, салфеточки, платочки и цветочки. Мужское и женское в искусстве оценивалось теоретиками-самцами. В результате шедеврами чаще называют часы Дали, развешанные серийно по деревьям, что по Фрейду наверняка имеет отношение к Фаллосу. Женщины, имея достаточное количество щедевров, оказались обойденными их вниманием и мужчины продолжают до сих пор говорить о себе с неким чуством превосходства. Но мы оставим этих недалеких самцов в покое на поле Куликовом, где им и место. Вообще я бы с Фаллосом не советовал особенно баловаться теоретикам. Верди сочинил лучшее, когда ему было за 70, Чайковскому за 50. Страх смерти (и алкоголь) пробуждает чуства посильнее фаллоса. Я думаю, что в силу слабости ума человеку хочется зацепиться за что-то одно. За Фаллос например.

9. Способность воспринимать информацию ( звуки, тембры, душевные движения,знаки, мысли, позы и проч) зависит от культуры потребителя. Общечеловеческую информацию воспримет большинство людей. Информацию культур воспринимают лучше всего ее носители. Истинная значимость зависит не от скорости процессора, а исключительно от душевного настроя личности, его образования и опыта восприятия. Воприятие информации у мужчин и женщин различна, у людей разных возрастов и подготовки. Тут нет проблем. Что любо русскому, немцу яд.

10.Бизнес искусству вреден. Искусству может быть полезна только блоготворительность. Власть денег лишает художника творческой свободы и следовательно индивидуальности. Поэтому произведение несет черты не автора, а того кто платит деньги. Но тот, очевидно, слабее гениального художника по части образов, и только подавляет его финансовой властью. К сожалению эта финансовая власть превращает многих талантливых людей в служителей всемирной БАЙДЫ. Эта Байда тоннами изрыгается на несчастных потребителей, которые к тому же за нее платят. На мой взгляд, в исторической перспективе, это новая гуманная форма грабежа. Вначале грабили с помощью войн и набегов, затем рэкет, а теперь вот с помощью TV и PR. Надо отчетливо понимать, что у Бизнеса и Искусства вовершенно противоположные цели.

Для бизнеса это конечно получение прибыли. Как получается прибыль: - удешевить производство и увеличить сбыт. Оба фактора являются ключевыми для получения прибыли. Удешевление производства - это сокращение всего лишнего, нюансов, использование отработанных технологий, скорость процесса и минимальные сроки, использование скрытой рекламы и проч. Увеличение сбыта - это простой и доступный материал, расчитанный на массового зрителя, подготовка (накачка) зрителя к потреблению. Гарри Потер вышел, Гарри Потер стоил, Гарри Потер скоро прийдет, Гарри Потер уже принес, Гарри Потер - лучший фильм всех времен и народов. Использование "звезд" - составная часть сбыта. Вначале используем или делаем новую звезду - затем сбываем продукцию. Возможности для грабежа безграничны. Основа - сложность оценки людьми качества виртуального товара. Если бизнес произвел нечто совершенно дешевое и сбыл его максимально дорого - это цель и успех бизнеса. Понятно, что у потребителя противоположная задача: купить поболее, ценою подешевле. Редко кому удается выйти из этого ЛОХОТРОНА с положительным сальдо.

У искусства совершенно другие цели: богатство форм, разнообразие нюансов, самовыражение ( которое явно не расчитано на массовое потребление ), идейная и эмоциональная насыщенность и прочее. Все это очевидно не может увеличивать прибыль. Разработка героев со сложными характерами гораздо затратнее и сложнее агента 007. Отражение реальной жизни без фальши - сверхсложная задача для любого художника. Массовый потребитель хочет комедийного боевика. И без всяких там шизоидных психоаналитиков.

11.Художник должен быть злым и голодным. Богатый художник в большинстве случаев станет работать меньше и больше отдыхать. Свою творческую энергию он будет сублимировать не в произведения искусства, а в девочек или мальчиков, путешествия,развлечения, власть и т.д. И искусство само более для бедных (имеется в виду конечно наша нищая или среднего достатка интеллигенция), чем для богатых. Бедный человек значительно более подвержен случайностям судьбы, менее защищен, а потому эмоционально более открыт и менее оторван от основного человечества, чем богатый, проблемы которого может разделить узкий круг собратьев по несчастью. Разве мы сочувствуем рыбам в реке, так и они стоят над человечеством в белых рубашечках с воротничками и думают о своем. Они конечно люди, и им тоже хочется развлечься. Скорее всего (если они не в состоянии Нерона), приятная легкая музыка в сочетании с алкоголем есть их удел. Конечно там иногда случается любовь, но деньги давят и вряд ли принцесса понесется сломя голову за Дж.Ленноном, скорее все же с принцем на охоту, а затем откушать бекона (clutching forks and knives). Конечно, ценителями они могут быть, а вот с потреблением проблемы. Но тут вечный дуализм жизни: приобретаешь одно - теряешь другое. Ибо положение обязывает. Возможно что здесь есть над чем поспорить, но факт остается фактом: Моцарт ( а он великий ) умер в нищете и общей могилы его не найти. Ни одного спонсора он не нашел во всей Европе. Потребляли хорошо только когда он был вундеркиндом, или если пользовался внешними эффектами ( одним пальцем стоя на ушах). Там же Шопен, самоубийца Ван Гог и др.

Из всего выше сказанного можно сделать еще очень много выводов, но по верхам вроде бы коснулся всего.

Мой E-Mail.

Home...

Hosted by uCoz