Море. Горы. Волны. Город.         

 



Если температура воды +14 и по улицам гуляет холодный резкий ветер, то это самое подходящее время, чтобы посетить Феодосию. От Коктебеля до Феодосии рукой подать, каких-то минут 40 дороги среди зреющих в горных долинах виноградников и мирно пасущихся коров. Ваше авто плавно планирует по подъемам и спукам, затем вы въезжаете в город и паркуетесь около кафе Шантан, что на улице Галерейной. Припарковавшись, вы направляетесь вниз по улице прямо к набережной, так поступают все приезжие туристы. Вы желаете посетить дом-музей Айвазовского, величайшего мариниста всех времен и народов. Музей находится как раз по ходу вашего движения к морю. Местное жулье прекрасно изучило повадки туристов, оно точно знает, зачем вы прогуливаетесь по улице Галерейной, поэтому вскоре вам по пути попадется маскирующееся под музей строение, где якобы расположена выставка картин Айвазовского. В этот музей-ловушку попадают большинство приезжих. Они покупают право на вход и на фотографию, в надежде запечатлеть шедевры докомпьютерной эры, но находят лишь несколько упертых из настоящего музея картин да с десяток документов, подтверждающих, что Айвазовский действительно был художником. Потеревшись минут 15 около старинных документов вы подумаете, неужели это все, что осталось от Айвазовского в этом маленьком приморском городишке, неужели все картины перекочевали в большие города или в частные коллекции. Не отчаивайтесь, просто вас немножечко раскулачили на нужды бедствующих авторитетов. Пройдите еще метров 50 вперед к морю, и вы увидите настоящий дом-музей Айвазовского, в котором не все еще распродано в столицы, а в столицах не все еще похоронено в запасниках. В настоящем доме художника вы почувствуете пир моря и красок, вы почувствуете настоящее искусство мастера кисти, где отдельные мазки на полотне сливаются в штили, штормы, водопады, закаты и морские сражения. Вы поймете фанатизм художника, который ежегодно совершал путешествия из Петербурга в Крым, чтобы бесконечно рисовать море по памяти, под крышей своего дома-музея.

Айвазовский до сих пор популярен в народе, его картины доступны как музыка Вивальди. Современные айвазовские в шортах и джинсах копируют мастера на все руки. В творческих муках они рождают новые шедевры. На "Острове Святой Елены" на скале у них стоит не Наполеон, а чудаковатый хохол в красных шароварах, "Среди волн" прикрыто отражением стекла. На набережной раскинули свои многочисленные вернисажи фотохудожники. Из работы кажутся мне куда более интересными, чем само море.

Улица Галерейная может гордиться не только картинами Айвазовского, здесь находится дом-музей Грина, где случаются интересные концерты, а рядом притаился за дверью музей энтомологии. Жуки, пауки, жуткие черви, шипящие тараканы, ручные хамелеоны и огромная коллекция бабочек всех времен и народов. От бабочки к бабочке можно ходить и ходить, как от картины к картине, чудна живописная мастерская природы. Чувства переполняются красками, мысли путаются в классификациях. Где род, где вид, где Дарвин, где Бог? При всем разнообразии нашего генетического материала нам все же очень хочется простой вареной картошки и обычного красного борща. Кафе Шантан, последний приют уставшего туриста. До встречи, улица Галерейная.

Надеяться на то, что теплые течения вернутся обратно в бухту и наступит купальный сезон, это не выход из положения. В тщетных ожиданиях можно провести весь отпуск, а маски с ластами так и будут пылиться без дела. Ну а как же понырять? Из достоверных источников становится известно, что экскурсионные автобусы возят отдыхающих купаться в Капсель. Значит завтра едем. Автомобиль на то и даден нам, чтобы расстояние между Коктебелем и Капселем преодолеть за одну программу "Время" вместе с рекламой пива и пивовара. Дорога могла бы быть значительно короче, на краткий выпуск новостей, если бы она пролегала по равнине, как в Феодосию. Но равнина балует вас в пути недолго. Всего несколько селений вы проезжаете по равнине, где по дорогам свободно разгуливают коровы и ленивые собаки, а дальше начинается серпантин. Водителям приходится быть предельно внимательным, дорога не дает расслабиться ни на секунду. Резкие повороты, склоны, подъемы до очередного перевала и крутые спуски, угрожающие плакаты "Водитель, проверь тормоза" - все это вынуждает вцепиться в баранку обеими руками, чтобы не свалиться в пропасть, стыдливо прикрытую придорожным кустарником. Вы поднимаетесь все выше и выше, дети перестают слышать рев мотора, они не понимают, что им заложило уши. Движение по серпантину напоминает сразу и полет в самолете, и глубоководное ныряние. Горы становятся все мощнее, отдельно стоящие скалы завораживают изощренными рельефами. Далеко внизу, между гор показалась покрытая виноградниками “Солнечная долина”. Поразительной голубизны морская лагуна и бирюзовое горное озеро засияли внизу, на холме гордо воздымается памятник пропеллеру ( ветряной станции). Начинается спуск, долина быстро растет навстречу дороге. За “Солнечной долиной” дорога поворачивает по равнине вокруг горы. Еще немного вперед и вот он Капсель.

Перед нами небольшая степная долина между гор. Гора, прикрывающая бухту слева, сбежала к морю, обложив морской берег своими изъеденными морем и ветром плитами. Плиты где врезаются в тело моря, где обрываются в нескольких метрах от него. Они похожи на застывшую лаву, хотя состоят из плотного песчаника и навечно впресованных в него морских ракушек. Это грандиозное окаменелое сооружение поначалу кажется непригодным для купания, но пройдясь по плитам вдоль берега, вы легко сможете найти в его изломах парочку микробухточек, каждую со своим закрытым пляжем и своим крохотным бассейном. Одна из них обустроена специальной лестницей для спуска, в другую можно спуститься по естественной дорожке. В расщелинах горной породы, в той ее части, которая спустилась в море, спасаясь друг от друга поселились рыбки, крабы, рачки и прочая прибрежная живность. Надев маску и ласты, крепко вцепившись зубами в загубник, вы окунаетесь наконец в действительно теплую воду и перед вашим взором предстает преувеличенная стеклом загадочная морская жизнь. В расщелинах горных плит мимо вас степенно проплывают огромные морские бычки, по песчаному дну юрко снуют стайки барабулек, от них не отстают ставридки и кефаль. Поросшие водорослями расщелины оказывают надежное убежище любому морскому обитателю в минуту опасности. Можно часами любоваться этим природным аквариумом, заглядывая в узкие коридоры подводных квартир.

По правую руку от Капселя в долине среди гор белеет домами город Судак. Сквозь объектив фотоаппарата отчетлива видна упирающаяся в небо Судакская крепость. До города отсюда рукой подать. Пол часа вам хватит за глаза, чтобы доехать прямо до площади перед крепостью. Площадь вполне пригодна для парковки, на ней нет противотанковых ежей и колючей проволоки. Перед въездом на площадь несколько мужичков репродуктивного возраста натянули веревочку и сшибают с приезжих гривно за стоянку. Тяжела нынче мужицкая доля. Не с каждого туриста ведь и сшибешь на бедность. Некоторые могут развернуться и уехать, другие шатаются по крепости допоздна, да так, что не дождешься их окаянных. Изо дня в день здоровенные мужики несут свою службу на веревочке, невзирая на непогоду, на голод и жажду. Доход невелик, но не бросишь ведь веревочку на произвол судьбы. Таких веревочек в городе много, мужичкам хочется заработать на сало. На вершине Судакской крепости другие мужички натянули свои веревочки. Выглядят они более интеллигентно, они даже знают когда и кто какой кирпич из крепости вынул, какими пушками палил, куда бежал и где зарыл сокровища. Но на вершину крепости проход закрыт. Опасно, говорят мужички, очень, очень опасно. Не обнаружив в ваших глазах понимания, они осторожно так намекают, что опасности эти не преграда для настоящих мужчин, у которых найдется одна гривня в кармане. Они даже окажут вам услугу: поддержат вас за руку, когда вы будете перелезать через заборчик над пропастью, а там гуляй туристская душа. Преодолев веревочку, вы борзо взлетаете вверх по крепостным полуразрушенным ступенькам, затем скользите вверх по отполированной поверхности скалы, пока не выберетесь на тропинку. По тропинке на пути у вас возникнет деревце, которое суеверные посетители сплошь завешали тряпичными лоскутами. Затем, проскочив мимо одиноких ростков крымского лимонника, вы по узенькой тропке огибаете скалу, пока не окажетесь, наконец, на крохотной площадке, где снизу разверзнется пропасть, сзади на вашей спине примостится скала, а спереди за следующей горой выглянет постройками “Новый свет”.

Долго разглядывать красоты Крыма на этой маленькой площадке не получится, пропасть магнитом тянет вас вниз. Пара минут страха, несколько снимков побережья и вы осторожно спускаетесь обратно. Перевести дух вам удастся только тогда, когда вы окончательно перенесете вторую ногу над пропастью за заборчиком. Доброго дяденьки на посту уже нет, он ушел с вашими денежками в магазин, за книгами по истории. Оказавшись на вершине Судакской крепости вовсе не обязательно скакать через веревочки, чтобы обозреть бескрайность моря. Подойдите к краю Детинца. В любом месте, где крепостная стена свисает над скалой, загляните вниз и перед вами откроется вся панорама города, городского пляжа и даже суперсовременного аквапарка, поражающего своей голубизной и абсолютным отсутствием посетителей.

К сожалению, в Судаке встречаются не только безобидные дядечки, играющие в веревочки. На некогда обжитой различными народами местности завелись хохлы националисты. От общей грязи наверно. Эти националисты, наслушавшись причитаний своих фюреров ( не сами же они все выдумали), считают москалей за заклятых врагов Крыма. Вот те на - даешь самостийну Украину. Эти воинственные хохлы спят и видят великую хохляцкую империю, изливающую семена своего племени на обширные территории, никогда им не принадлежавшие. Только поллюции одного народа должны орошать Крым – считают они. Москалям в Крыму не место, а то не дай Бог подпортят породу, уведут из Судака девок в Москву. Вот она где затаилась то Петлюровская порода. Националистов всех мастей Геть!

Плох тот автомобилист, кто не любит быстрой езды, кто не любит покружить на американских горках, на головокружительных аттракционах. Нечего такому автомобилисту делать на дороге между Судаком и Новым Светом. Дорога длиной всего ничего, километров 9, но не каждому она по зубам. Не каждый, проехав по ней вперед, захочет вернуться по ней назад. Многие обратно хотят идти пешком. Лишь отчаянные смельчаки и высокие профессионалы баранки способны добраться по этой дороге до конечного пункта живыми. Более рискованного серпантина в Крыму нет. Узенькая лента дороги петляет как сумасшедший заяц между скалами и пропастью. От пропасти дорогу отделяют фиговые листочки дорожных столбиков, а кое-где столбиков уже нет. После новосветского серпантина многим, не привыкшим к американским горкам, пассажирам становится не по себе, они нуждаются в длительной релаксации. Не надо думать, что местное население остается безучастным к состоянию пострадавших. Нет, оно не позволяет им свалиться навзничь в траву или залечь под деревом. Для релаксации в "Новом свете" существуют специальные кафе. С виду они как обычные, единственное их отличие от нормальных состоит в том, что в них нет посетителей. Местные жители избегают обслуживаться там. Зато пострадавшие туристы, увидав свободные места, тотчас заползают туда и просиживают за столиком часами, ожидая заказанной яичницы. Если же вы закажете что-нибудь кроме яичницы, то наверняка забудете не только про жуткий серпантин, но рискуете не вспомнить кто вы и зачем вам. К вечеру, мысленно обглодав заказанную курицу, вы отдадите последнюю рубашку, лишь бы расплатиться за ненавязчивый сервис. Именно в этот час посетители других кафе будут возвращаться с Голицинской тропы, но лучше им не попадаться голодному вам на пути.

Голицинская тропа - главная достопримечательность Нового света. Она пролегает среди прибрежных скал и ведет к гроту, где, как гласит легенда, Шаляпин любил попеть поплясать после распития пары бутылочек местного шампанского. По тропе муравьиным потоком струятся люди, ведомые словоохотливыми экскурсоводами. Экскурсоводы торопят свое стадо, время - деньги. Стадо со свистом пролетает самые красивые природные пейзажи, чтобы успеть занять место в гроте рядом с вожаком и послушать байки о высоте, ширине, глубине и красоте обозреваемых мест. Часть туристов, которая быстро сообразила о каких красотах идет речь, возвращается назад, менее понятливые продолжают маршрут по несложной горной тропе, чтобы услышать продолжение саги. Тропинка приводит всех к небольшому тихому заливчику среди скал, где экскурсии останавливаются, чтобы искупаться и поправить замки на пляжных сандалиях. В этих сандалиях они готовы штурмовать любые вершины, которые им укажет вожак. Заливчик не справляется с потоком желающих искупаться в его тихих водах, весь песчаный берег и все камни буквально облеплены туристами. Не успевает одна группа просохнуть, другая уже растворяется в ней, как сахар в воде. Местные жители прячутся от туристов сразу за заливом, между камней в маленьких лагунах. Они приплывают сюда на лодках и катамаранах, расстилают свои подстилки и загорают втихаря от шумной толпы. Правда, они здорово рискуют, расположившись здесь. Дети, попавшие с родителями на экскурсию, любят побросать здесь камешками сверху вниз.

Непросохшая толпа продолжает свой путь дальше, к пещере, где им вновь рассказывают правдивые истории о высоте, ширине, глубине, вине и контрабандистах. "Пещера имеет высоту 35 метров, а длина ее составляет 77 метров" - вещают экскурсоводы, стараясь не делать глубоких вдохов. Местные летучие мыши специально селятся здесь на лето, чтобы послушать байки о контрабандистах. Глядя с высоких сводов пещеры на людей, они по-своему, по-мышиному, обсуждают подробности услышанного, а затем испражняются на пол. Из этого вторичного продукта со временем образуется лечебное мумие. Наслушавшись историй, мыши засыпают и здоровое их похрапывание пугает посетителей мрачной пещеры. Храп мышей и запах мешают людям сосредоточиться на главном, на ширине, высоте, глубине и контрабанде вина.

Пещера расположена рядом с тем местом в скалах, где плескался Ихтиандр, когда снимали на пленку его выход на прогулки по морю. Когда над побережьем случался кратковременный мощный южный ливень, Ихтиандр вместе с режиссером прятались в этой пещере, где по-видимому в те времена еще не было поселения мышей, а стояли бочки с прекрасным шипучим вином. Ливни бессильны перед глубокой пещерой, однако они успешно орошают обширную можжевеловую рощу, сквозь которую проходит заключительная часть Голицинского маршрута. Широкая тропа ведет толпу к выходу, широтой своей как бы приглашая стадо обогнать своего поводыря и покинуть поскорее заповедные места. Но не все так просто. Если кому-то вдруг понадобится сходить за кустик, то найти ушедших по скоростной магистрали товарищей будет нелегко. Для поиска убежавших воспользуйтесь мобильной связью. Схема такова. Отставший из-под одного можжевелового куста посылает сигнал в Москву. Оттуда сигнал возвращается под другой можжевеловый куст, метрах в 100 от первого. Таким образом, используя последние достижения в технологиях связи вы находите курс на правильный куст, а Москва отслеживает передвижение своих жителей, временно покинувших родные проспекты.

Вернувшись живым из “Нового света” я спросил Игоря: Страшно ли тебе было вертеть Ниву по серпантину. “Ну что ты” – ответил он – Вот если бы мы ездили ночью, или зимой, когда снег и лед, тогда да. А так ерунда, а не дорога”. Такими вот скромными бывают наши простые советские парни.

Далее...

Мой E-Mail.

Home...

Hosted by uCoz